О.Джерба
Марокко
Прием иностранцев
СКОРО здесь будет информация по размещению гостей северной столицы
Новости

Фото из рекламного тура

 Тунис

Фотографии из нашего рекламного тура в Тунис, который состоялся 15.05 - 25.05.2012 ...
Подробнее...


Индекс материала
Тунис
История Туниса
Культура
Архитектура, религия
Кухня
Все страницы

 

 

Тунис - это прекрасные белоснежные пляжи Джебры, лазурные берега Хаммамета, голубые просторы Сусса, зелень оазисов и желтые пески Сахары, за которыми виднеются строгие вершины гор.

Природа Туниса удивительно разнообразна. На северe отроги Атласских гор, покрытые хвойными лесами, подходят к самому морю. В прибрежных водах Табарки находится самый большой в Средиземном море коралловый риф. Здесь раздолье для любителей дайвинга (подводного плавания). Научиться нырять просто: несколько уроков с профессиональным инструктором - и можно смело выходить в море.

Но не только природой богат Тунис. Любители истории найдут здесь руины древних городов, акведуков, храмов, античные скульптуры, крепости и форты, средневековые арабские базары и мечети, этнографические и исторические музеи и многое другое. Здесь находится знаменитый Карфаген, построенный финикийцами и разрушенный римлянами.

 

Площадь Туниса:

163610 кв. км. Протяженность морского побережья – 1300 км, прекрасные пляжи занимают 600 км. В основном это пляжи Хаммаметского залива, которые тянутся от Келибии до Махдии.

Плотность населения в Тунисе:

56 чел. / кв. км. Около 10 млн. человек. 97 % - тунисские арабы, 1 % - берберы. В Тунисе живут группы алжирских и других арабов, а также европейцев: французов, итальянцев, немцев. Русская община – немногочисленная: примерно две тысячи, если считать бывших гражданок СССР, которые вышли замуж за тунисцев и проживают в Тунисе.

Столица Туниса

– город Тунис с населением 2 млн. человек. Другие крупные города – Сфакс (более 700 тысяч жителей) – индустриальный центр страны, Сусс (более 200 тысяч) – курорт и порт, Хаммамет (более 70 тысяч) – крупнейший курорт страны, Кайруан (более 100 тысяч) – святыня мусульман, Бизерта (100 тысяч) – крупный порт, оффшорная зона. Около миллиона тунисцев проживают за рубежом (крупнейшие общины – во Франции и Италии).

Официальный язык в Тунисе

– арабский. Разговорный язык тунисцев – тунисский диалект арабского языка. Повсеместно распространен французский язык. В отелях и курортных зонах можно объясняться на немецком, английском, итальянском языках. В отелях в Хаммамете и в Суссе персонал постепенно осваивает и русский язык.

Государственная религия – ислам суннитского толка. Есть группа берберов-ибадитов. Имеются также приверженцы христианства и иудаизма. 95% населения – мусульмане. В стране две русские православные церкви, построенные в тридцатые и пятидесятые годы. На острове Джерба – святыня иудеев, синагога Гриба (VI век до н.э.).

Государственный строй. Тунис – сейчась пишется новое история туниса ,револуция с 17.12.2010 по 14.01.2011

меняется госудорственый строй.

Наибольшая протяженность с севера на юг: 900 км.

Наибольшая протяженность с востока на запад: 330 км.

Численность населения: 9 млн. чел.

Из них моложе 15 лет: 35%

Темпы роста населения: 2.1%

Уровень безработицы: 16%

Уровень инфляция: 2,7%

Годовой прирост экономики: 3,5%

Импорт: более 14,5 млрд. динаров (2001 год)

Экспорт: около 13,4 млрд. динаров (2001 год)

Уровень грамотности: 80 %

Рост населения: 1,1 % в год

Продолжительность жизни: 72 года. А в районе Хаммамета продолжительность жизни мужчин в среднем 87 лет, женщин – 95.

Городское население: 62 %


 Исторический обзор Туниса


Тунис – страна с богатым историческим прошлым. Тунис стал центром Великой Карфагенской цивилизации и испытал на себе влияние других древних и новых цивилизаций.
Северная Африка была заселена и освоена человеком еще с незапамятных времен – берберская цивилизация.

3000 до н.э. Начало египетской цивилизации. Создание государства Египет. Правление фараонов.

2000 до н.э. Первыми поселениями на территории Туниса принято считать основанные критянами городок Тюнет и финикийцами – выходцами из города Тира (современный Ливан) – в конце XII века до н.э. морских портов Утика, Гиппон, Хадрумет (современный Сусс) и других.

IX век – II век до н.э. Карфагенская цивилизация.                                               

814г. до н.э. Основание города Карфагена финикийскими моряками. Карфаген становится ведущей силой в торговле в западном Средиземноморье.

480г. до н.э. Поражение при Гиммере останавливает экспансию Карфагена на Сицилии.

275г. до н.э. Пирр, царь Эпира, разбит римскими легионерами. Он покидает берега Италии.

272г. до н.э. Римляне захватывают Тарент.

270г. до н.э. Римляне захватывают Регий в Мессинском заливе. Крепость Мессина – владение карфагенян.

264-241гг. до н.э. Первая Пуническая война между Римом и Карфагеном за господство над Сицилией.

247г. до н.э. Родился Ганнибал.

230г. до н.э. Покорение Римом италийских галлов. Великая Сирия.

219-201гг. до н.э. Вторая Пуническая война. Карфагенский полководец Ганнибал переходит со своей армией через Альпы и разбивает римлян у Тазименского озера и при Каннах. Однако и эта война закончилась поражением Карфагена.

219-210гг. до н.э. Ганнибал в Италии.

202г. до н.э. Битва при Зама. Победа Рима над Карфагеном.
199-190гг. до н.э. Войны Рима с Македонией.

195-186гг. до н.э. Реформы Ганнибала.

186г. до н.э. Ганнибал покидает родину.

183г. до н.э. Гибель Ганнибала на чужбине. Смерть Сципиона Африканского.

169-160гг. до н.э. Подчинение Македонии Риму.

149-146гг. до н.э. Третья Пуническая война. Осада Карфагена. Героическая трехлетняя оборона города. В 146 году до н.э. римляне полностью разрушили и сожгли город, руины его засыпали землей и солью. Произошла первая в истории человечества Хиросима.

II-III вв.н.э. Римская Африка, примерно сегодняшний Тунис, становится одной из наиболее процветающих провинций империи.

140г. до н.э. Рим покоряет Грецию.

119-110гг. до н.э. Война Рима с берберским царем Югуртой.

89-80гг. до н.э. Рим. Гражданская война Мария с Суллой.

50г. до н.э. Гай Юлий Цезарь поднимается на холм Бирса и говорит: «Здесь будет город!»

44г. до н.э. Убийство Цезаря заговорщиками - сенаторами «И ты, Брут?»

30-14гг. до н.э. Октавиан выполняет волю своего отчима и восстанавливает Карфаген.

6г. до н.э. Рождение Иисуса Христа.

В начале нашей эры. На месте разрушенного Карфагена постепенно вырастает римская колония, ставшая впосле6дствии центром римских владений в Северной Африке.

I-III в. н. э. Римская колония, проконсульская провинция Африка, по размерам равная сегодняшнему Тунису, становится одной из наиболее процветающих провинций Римской империи.

429-439 гг. Германские племена вандалов во главе с королем Гензехиром завоевывают римскую Африку.

455г. Вечный Рим захвачен и разграблен вандалами.

534г. Византийская армия разбивает вандалов в Северной Африке. Царствование Юстиниана, императора Византии.

571г. Рождение пророка Мухаммеда.

670 г. Арабские войска под командованием Окбы ибн-Нафи завоевывают территорию Туниса и разбивают в центре страны военный лагерь, который позже становится городом Кайруаном. Африка получает название Ифрикия.

VII век. Восстание берберских племен во главе с царицей Кахиной против арабов.

VII-XVI вв. Арабо-исламская цивилизация на земле Туниса. На рубеже VII и VIII веков Северная Африка стала частью Арабского халифата, а с VIII века этот регион находился под властью сменявших друг друга местных династий.

800 г. Династия Аглабидов прекращает борьбу между сменяющими друг друга арабскими властителями и вождями берберов-хариджитов. К этой эпохе относится ряд памятников архитектуры. Аглабиды завоевывают Сицилию и расширяют Ифрикию, захватывая Алжир и Ливию.

909 г. Шииты Фатимиды завоевывают Кайруан и делают столицей своего государства сначала Махдию, а затем Каир. Их наместниками в Ифрикии становится Зириды.

1052 г. Арабские скотоводческие племена, пришедшие из Египта под предводительством племени Бени-Хиллаль, вторгаются в Ифрикию. Начинается интенсивная арабизация страны.

1160 г. Тунис – столица Ифрикии.

1230-1574 гг. При династии Хафсидов восстанавливается хозяйственное единство Ифрикии. В результате Реконкисты с Пиренейского п-ова христианами в страну прибывают изгнанные из Андалусии мусульмане и иудеи. Борьба между испанскими Габсбургами и турецкими корсарами перебрасывается в прибрежные города Туниса.

1270 г. Крестоносцы VIII крестового похода опустошают Тунис.

1453 г. Падение Византии. Константинополь завоеван османами.

1534 г. Тунис захватывает командующий турецким флотом, корсар Хайраддин Барбаросса. Разорение страны.

1535 г. Карл Пятый, король Испании, захватывает Тунис. Хафсиды с помощью Испании удерживаются у власти до 1574 года.

1574 г. Хафсиды низложены. Начало турецкого владычества. Тунис становится пашалыком (провинцией) Османской империи.

В XVI-XIX веках Тунис входит в состав Османской империи, однако правившие в стране династии имели, как правило, очень большую степень независимости от центральной власти, подчиняясь ей лишь формально.

XVI век. Как и Алжир, Тунис становится одной из опорных баз морских пиратов на Средиземном море. Торговля пришла в упадок.

1702 г. При династии Хусейнидов, находящейся в вассальной зависимости от Турции, в стране оживляется строительство.

XIX век. Начало либеральных реформ при Хайраддин ат-Туниси, который стремился совместить традиции арабской культуры и достижения европейской цивилизации.

1857 г. Тунис запрещает торговлю и рабство. В России крепостное право отменено на четыре года позднее.

1881 г. Франция оккупировала Тунис и навязала стране договор Бардо. Начался период французского протектората (1881-1956 гг.). Реальная власть в руках генерального резидента Франции. Земельная собственность тунисцев передается французским колонистам (около одного миллиона га лучших земель).

1881-1905 гг. Кровавая история колонизации Францией берберских племен в Сахаре.

1920 г. Основание партии Дестур. В 1934 г. от нее отделяется радикальная партия Новый Дестур под руководством Хабиба Бургиба.

1938 г. Арест и тюремное заключение Х. Бургибы.

1942-1943 гг. В годы Второй мировой войны Тунис находился под оккупацией фашисткой Германии. В Хаммамете – ставка генерала Роммеля, «лиса пустыни». Сражение между войсками антифашистской коалиции и фашистами в Северной Африке.

1942 г. Битвы под Сталинградом и при Эль-Аламейне в Северной Африке. Победы Советского Союза и союзников.

20 марта 1956 г. Провозглашение независимости Туниса.

25 июля 1957 г. Тунис объявляется республикой. Главой государства становится Хабиб Бургиба. Он – президент страны в течении последующих 30 лет.

1959 г. Первая конституция независимого Туниса.

1963 г. Последние французские войска покидают страну, оставляя свою военную базу в Бизерте.

7 ноября 1987 г. В результате «революции жасминов» на смену Х. Бургибе президентом становится генерал Зин аль-Абидин Бен Али, занимавший в то время пост премьер-министра. Началась «Эпоха перемен», «зинестройка».

1989 г. Бен Али всенародно избран президентом Туниса.

1994 г. Первые свободные и демократические выборы. Бен Али переизбран на второй президентский срок.

1997 г. По решению ЮНЕСКО Тунис объявлен культурной столицей Средиземноморья, а Карфаген включен в список Всемирного наследия Человечества.

1999 г. Президентом страны вновь переизбирается Зин аль-Абидин Бен Али.

Сентябрь 2000 года. Встреча глав государств В.В. Путина и Зин аль-Абидин Бен Али.

Все те, кто пытался захватить те или иные прибрежные территории Средиземного моря в течении 3000 лет, пробовал свои силы в и Тунисе: финикийцы, римляне, вандалы, арабы, норманны, турки и французы разрушали и строили в Тунисе. Но лишь немногие оставили свой след в стане: Рим, создавший сельское хозяйство, Багдад, обративший страну в мусульманство и принесший арабскую культуру, Стамбул, придавший блеск архитектуре Туниса благодаря мастерству своих зодчих, и Париж, принесший французский язык и европейскую систему образования.

Вследствие арабского завоевания и последующего проникновения на эту территорию арабских кочевников со временем произошло слияние, берберов коренных жителей Туниса, и арабов. Сегодня лишь около 50 000 чистокровных берберов живет на юге страны и на острове Джерба. 

 


 Тунисская культура: музыка, живопись, литература

Когда говорят о высоком искусстве восточных повествований, обычно вспоминают Шехерезаду и ее сказки. Но и современные писатели сохраняют и продолжают исторические традиции. В их рассказах народные обычаи и опыт отцов слились воедино с языком и темами современности. Конфликт между традициями и современностью волнует большинство тунисских авторов.

Абу эш-Шебби, один из известнейших тунисских поэтов, уроженец Тозера, умер в возрасте 25 лет. Пустынные пейзажи родины послужили ему источником вдохновения для создания чрезвычайно выразительных лирических стихов. Фадилия Шебби, внучатая племянница поэта получила большее признание за рубежом, чем в своем отечестве. В обычно столь либеральном Тунисе она подверглась жесткой критике за свои рассказы с некоторым налетом эротики.

Вследствие неблагоприятных для работы условий и все еще жесткой в 1970-х гг. цензуры свою страну покинул очень талантливый писатель Хассуна Мосбахи. В своих произведениях он изобразил полное лишений детство, проведенное им в степях под Кайруаном, однообразие которого нарушало лишь появление кочевников или странствующих сказителей. В лучших восточных традициях новеллы Мосбахи раскрывают перед читателем суровую действительность архаичного мира, на который неумолимо наступает современность.

В противоположность литературе в мире арабской культуры едва ли модно говорить о традициях в живописи. Тем не менее, в Тунисе, и в первую очередь в деревушке Сиди-Бу-Саид, активно развивается выставочная деятельность. Известнейшие тунисские галереи находятся именно в Сиди-Бу-Саиде, как в просторечии называют это место, чье знаменитое кафе «Натт» (Cafe de Nattes) увековечено Огюстом Маке в его акварели «Вид на мечеть».
К известнейшим современным художникам Туниса причисляют в первую очередь Аммара Фархата; как примитивист известен Фаузи Хишри; Мунир Летаеф пишет на религиозные темы.

Современная музыка находится под сильным ливанским и египетским влиянием. Традиционную же тунисскую музыку исполняют большей частью на региональных фестивалях. В Сиди-Бу-Саиде, недавно организован Центр арабской музыки, который призван возродить к жизни сирийско-андалусский музыкальный стиль (маалуф).

 Тунисские народные обычаи

Жизнь правоверного мусульманина определяется обязанностями, налагаемыми на него исламом: он должен признавать исключительно единого бога – Аллаха и ежедневно пять раз, обратившись лицом к Мекке, возносить молитву (салят); в течение тридцати дней месяца рамадан верующие соблюдают пост (саум); один раз в жизни верующий должен совершить хадж – паломничество в Мекку, после чего получает звание хаджи; кроме того, он должен выплачивать религиозный налог (закат), который в Тунисе взимает государство. Сверх того, большинство мусульман стремится подавать милостыню нищим.

Мусульманский календарь начинается со дня хиджры (по-арабски - переселение), когда в 622 г. христианской эры Пророк со своими последователями покинул свой родной город Мекку и переселился в Медину. Год состоит из лунных месяцев и поэтому на несколько дней короче, чем год григорианского календаря. Новый 1419 год начался 29 апреля 1998 г., а в 1999 г. он начался в ночь на 18 апреля.

Мусульманский календарь выделяет три больших праздника: Айд эс-Сегир (Малый Айд) и Айд эль-Кебир (Большой Айд) - двухдневные праздники, связанные с жертвоприношениями, а также Мулед – день рождения Пророка, который особенно красочно проходит в Кайруане. С религиозной точки зрения Большой Айд – важнейший мусульманский праздник: он напоминает о готовности Ибрахима (библейский Авраам) принести в жертву Богу своего сына Исаака и представляет собой кульминацию паломничества в Мекку. Во всем мусульманском мире в память о жертве Ибрахима режут баранов и раздают их мясо нуждающимся. Малый Айд – это более радостный праздник жертвоприношений, который завершает утомительной пост в течении месяца рамадан длительным и обильным пиршеством.

Многочисленные неофициальные праздничные дни, посвященные местным или общеарабским мусульманским святым – марабутам, отмечаются паломничеством к месту их погребения. Чаще всего паломничество становится поводом для яркого праздника, проводимого рядом с местом захоронения святого, которое также называется марабутом (или куббой).

Народные поверья хранят множество представлений о магических символах, восходящих к еще доисламским временам. Для предотвращения несчастья прибегают к различным мерам предосторожности. Символ «Рука Фатимы», называемый также «камса» (пятерня или ладонь) – наиболее распространенное средство защиты. «Руку Фатимы» носят как кулон или брелок.
Изображения рыб и бараньих рогов, защитных символов, применяли еще пунийцы. Однако и сегодня их можно часто увидеть на притолоке входной двери. Многие пожилые женщины наносят хной знаки на теле, которые защищают от порчи.

Важным событием в жизни каждого мусульманина является обрезание, которое делают мальчикам в возрасте от 5 до 7 лет. В просвещенном Тунисе эту операцию производят врачи, традиционно же ее выполняли цирюльники.

Современная свадебная церемония во многом следует западной моде. Белое свадебное платье и фата – сокровенная мечта всех юных девушек. Но в семьях, приверженных традициям, невесту готовят к обряду в соответствии со старинными обычаями. В хаммаме, общественной бане, невесту моют, удаляют волосы с тела, массируют, наносят хной приносящие счастье изображения и с множеством добрых советов готовят к первой брачной ночи. Затем следует ритуал прощания невесты с отцовским домом, и она вводится в дом супруга. Обычай ожидания простыней со следами невинности сохранился только в глубинке.

 Торжества и праздники

В Тунисе проходят международные культовые манифестации, имеющие мировую известность: музыкальные фестивали в Карфагене, Дугге, Хаммамете, в которых принимают участие известные артисты;

Международный фестиваль в Эль-Джеме – фестиваль классической и симфонической музыки. В июле-августе (представление в Колизее).

Международный фестиваль в Хаммамете – в июле-августе.
В августе музыканты и театральные коллективы встречаются в Культурном центре Хаммамета на «Международном фестивале культуры».

Международный Карфагенский фестиваль – с июня по август (представление в древнеримском театре).

Фестиваль оливковых деревьев – в феврале в Суссе.

Фестиваль Сахары – в конце декабря в оазисе Дуз.

В конце декабря полукочевники и крестьяне оазисов встречаются с армией туристов на «Сахарском фестивале».

Фестиваль цветов в Набёле – по случаю праздника весны.

Фестиваль ястребов – в мае в Эль-Хаварии.

Фестиваль в Дугге – в июле (представления в древнеримском театре).

Фестиваль Улисса – в августе на Джербе.

Фестиваль джаза – в сентябре на Табарке.

Кинофестиваль в Карфагене – проводится в октябре раз в два года.

На «Соколином фестивале», проводящемся в Эль-Хаварии на мысе Бон (май-июнь), хозяева соколов с гордостью демонстрируют обученных охоте перепелятников.

В Суссе в июле проходит красочный «Фестиваль Д`Оссу», на котором выступают группы, исполняющие народные танцы и песни этого региона.

Примерно в это же время в Сиди-Бу-Саиде проходят шествия, сопровождаемые религиозными песнопениями в память о благочестивом основателе селения.

Осенью в различных районах сахеля отмечают либо начало, либо конец сбора урожая оливок.

В середине декабря в Тозёре «Фестивалем оазиса» начинается сезон в оазисах Сахары.

Завершается сезон «Фестивалем ксаров» в Татавине в конце января.

Каждое событие, каким бы незначительным оно ни было, сопровождается фестивалем, дабы привлечь туристов. Информацию о фестивалях можно получить в бюро ONTT.

Национальные тунисские праздники

1 января – Новый год
20 марта – Годовщина независимости
21 марта – Праздник молодежи
9 апреля – Годовщина мучеников
1 мая – Праздник труда
25 июля – Праздник республики
13 августа – Праздник женщины
7 ноября – Годовщина 7 ноября 1987 года

Тунисские религиозные праздники
(календарь меняется)

Малый Аид (конец Рамадана), 2 дня
Большой Аид (годовщина паломничества в Мекку), 2 дня
Рас Эль Ам Хежри (мусульманский Новый Год), 1 день
Мулед (день рождения Пророка Мохаммеда), 1 день

Мусульманский стиль

Как известно, Коран запрещает изображать живые существа. Поэтому мусульманские художники использовали исключительно орнаменты с геометрическими и растительными мотивами. Вьющиеся растения и виноградные листья можно увидеть и на куполе, и на стенной фризе. Трех-, шести-, восьмиугольники и изящная вязь куфических письмен покрывают резные деревянные потолки и порталы или же наносятся на стук (искусственный мрамор), которым отделаны стены и купола. Черно-белые, геометрически строгие мраморные обрамления окон и дверей контрастируют с пестротой стен. Внешний вид древнейших мечетей, в период турецкого владычества постройки характеризуются смешением стилей и использованием ярких красок.

Как правило, мечети состоят из молитвенного зала (харам) и внутреннего двора (сан), под которым расположены цистерны для сбора дождевой воды. Часто здесь же находится и водоем для ритуальных омовений. В молитвенном зале направление на Мекку, куда должны быть обращены лица молящихся, указывает украшенная изразцами молельная ниша (михраб). Рядом находится кафедра (минбар), с которой имам, настоятель мечети, произносит по пятницам свои проповеди.

Во многих тунисских городах имеется окруженная крепостной стеной Медина, в которой по сей день сохранилось и поддерживается традиционное устройство старинного арабского города. В медине, вокруг большой, предназначенной для общей пятничной молитвы мечети расположен медресе – религиозные школы, а также суки – торговые улицы, на которых размещаются лавки и мастерские. Вблизи мечети размещаются торговцы книгами и парфюмерией, далее – портные и продавцы тканей, шорники, ткачи и на самом краю, наконец, кузнецы и кожевники. Затем расположены жилые кварталы, опять мечети и общественные бани (хаммамы). Во многих тунисских городах медины окружены стенами, и традиционная архитектура арабского города сохраняется в них до сих пор.

 Культура Туниса: художественные ремесла

Гончарное дело, - наверное, самое старинное художественное ремесло в Тунисе. Простые амфоры, аналогичные тем, которые изготавливают мастера из Геллады на острове Джерба, гончары Средиземноморья умели делать уже тысячи лет тому назад. Сейчас более известной и предпочтительной в качестве сувенира является не обычная хозяйственная посуда с острова Джерба, а высококачественная керамика голубого, белого либо зеленого цветов из Набёля, которая продается по всей стране.

Искусство шорников и позументщиков также имеет давние традиции. Прежде их ремесла были в большой милости у власть имущих, но сегодня они с трудом перебиваются работами для туристов. Качество сумок, домашних туфель, подушек для сиденья – часто довольно низкое. Основной девиз: «главное - дешевизна».
Лучший выбор серебряных и золотых украшений – на рынках Суса и Туниса.

Благодаря своему высокому качеству особенной известностью пользуются золотые украшения с острова Джерба. Большинство драгоценностей выполнено, а ярко выраженном восточном стиле и не соответствует современным европейским вкусам. Украшения служат еще и защитой от порчи. Особенно распространены брелки и подвески с символом «Рука Фатимы». Массивные серебряные застежки, ручные и ножные браслеты и серьги берберов и арабских полукочевников представляют собой почти антикварную ценность. Красивые и не слишком дорогие украшения производства кочевников можно разыскать в маленьких лавочках на рынках оазисов Дуза, Тозёра и Татавина.

В деревнях во многих домашних хозяйствах среди прочего инвентаря имеются ткацкие станки. На них женщины ткут платки, покрывала и ткани для одежды. Изготовление тканых изделий для продажи, прежде всего из шелка, мужчины оставляют за собой. В своих мастерских они сами ткут шали из тончайших нитей. 

 


 

Античное наследие Туниса

Пятивековое господство Рима оставило в Тунисе бесчисленные памятники античной архитектуры и практически полностью разрушило следы деятельности предшественников римлян – пунийцев и нумидийцев. Свыше 200 городов насчитывала провинция Африка Проконсульская в период ее наивысшего расцвета во II-III вв. н.э. До сих пор только их малая часть затронута раскопками, так что науку ждет еще множество открытий.

Высокий уровень экономического развития провинции сказался на характере градостроительства на ее территории. В те времена представители состоятельных кругов обычно жили не в роскошных загородных виллах, а в городе, культурном и политическом центре региона. В Тунисе же такие виллы – характерная примета римских поселений.

В римской Африке элементы римского и греческого архитектурных стилей слились воедино с нумидийским и пунийским архитектурным наследием. Так возникла римско-африкаская архитектура, которая очень свободно обращалась с классическими канонами при строительстве городов и возведении храмов и жилых домов: четкая сетка улиц, как это предпочитали в метрополии, имела место только в редких случаях. В Тунисе, напротив, города развивались в соответствии с прежней, беспорядочной застройкой уже существовавших здесь ранее пунийских или ливийских поселений.

При этом было практически невозможно следовать традиционным представлениям римлян о правильной застройке города. Расположить форум на пересечении главных осей города («Cardo» и «Decumanus maximus») не удавалось почти никогда. Капитолий, который должен был возвышаться над форумом, зачастую воздвигался на специально построенном цоколе. Облик римского храма с колонным портиком и закрытой целлой подвергся сильному пунийскому влиянию. Перед целлой с изваянием божества расположен окруженный стеной двор, похожий на пунийскую традиционную площадь для жертвоприношений – тофет. Иногда и сам храм приобретал совершенно иную, нетрадиционную форму, например, полукруга (символ пунийской богини Танит) или клеверного листочка. В некоторых пунийско-африканских храмах имелось три целлы, посвященных одному и тому же божеству. Возможно, разные этнические группы представляли себе одного и того же бога в разных обликах.

Строительство жилых домов тоже было приспособлено к климату и специфике строительных материалов. Снаружи дом был так же неприветлив и лишен украшений, как и современные дома состоятельных арабов. В таком доме окна и двери жилых помещений выходят во внутренний двор с несущим прохладу фонтаном.

Мозаикой украшены полы, бассейны, галереи строений римской Африки. Начав с пестрых мозаичных полов, которые римляне переняли у пунийцев, римско-пунийские мастера достигли в выполнении мозаик совершенства: полны жизни мозаичные картины, иллюстрирующие жизнь и быт этой богатой и плодородной провинции.

Напротив, мрачными выглядят находки, пришедшие к нам из пунийской эпохи (800-100 гг. до н.э.): саркофаги, могильные стелы, урны с символами Ваала и Танит. Эта жестокая вера требовала приносить в жертву богам первенцев – примерно 50 000 детей было сожжено на тофете одного только Карфагена. Пунийские культы тайно отправлялись еще и во времена римлян.

Мусульманский стиль

Как известно, Коран запрещает изображать живые существа. Поэтому мусульманские художники использовали исключительно орнаменты с геометрическими и растительными мотивами. Вьющиеся растения и виноградные листья можно увидеть и на куполе, и на стенной фризе. Трех-, шести-, восьмиугольники и изящная вязь куфических письмен покрывают резные деревянные потолки и порталы или же наносятся на стук (искусственный мрамор), которым отделаны стены и купола. Черно-белые, геометрически строгие мраморные обрамления окон и дверей контрастируют с пестротой стен. Внешний вид древнейших мечетей, в период турецкого владычества постройки характеризуются смешением стилей и использованием ярких красок.]

Как правило, мечети состоят из молитвенного зала (харам) и внутреннего двора (сан), под которым расположены цистерны для сбора дождевой воды. Часто здесь же находится и водоем для ритуальных омовений. В молитвенном зале направление на Мекку, куда должны быть обращены лица молящихся, указывает украшенная изразцами молельная ниша (михраб). Рядом находится кафедра (минбар), с которой имам, настоятель мечети, произносит по пятницам свои проповеди.

Во многих тунисских городах имеется окруженная крепостной стеной Медина, в которой по сей, день сохранилось и поддерживается традиционное устройство старинного арабского города. В медине, вокруг большой, предназначенной для общей пятничной молитвы мечети расположен медресе – религиозные школы, а также суки – торговые улицы, на которых размещаются лавки и мастерские. Вблизи мечети размещаются торговцы книгами и парфюмерией, далее – портные и продавцы тканей, шорники, ткачи и на самом краю, наконец, кузнецы и кожевники. Затем расположены жилые кварталы, опять мечети и общественные бани (хаммамы). Во многих тунисских городах медины окружены стенами, и традиционная архитектура арабского города сохраняется в них до сих пор.

 Религии в Тунисе

Государственной религией Туниса является ислам. Основанный пророком Мухаммедом в начале VII в. в торговом городе Мекке на аравийском полуострове, ислам беспримерной цепью побед покорил Аравию, Ближний Восток и Северную Африку. Арабский полководец Окба ибн-Нафи в 670 г. основал первую в Магрибе мечеть и заложил тем самым первый камень в основание города Кайруана, одного из четырех священных городов ислама. Тунисские мусульмане принадлежат к суннитскому направлению ислама, и только ибадиты, живущие на острове Джерба, следуют учению, которое ортодоксальный ислам рассматривает как ересь.

В некоторых городах имеются небольшие еврейские общины. Еще во времена французского протектората евреи представляли собой слой самых влиятельных и самых состоятельных ремесленников и торговцев. После Второй Мировой войны многие евреи эмигрировали в Израиль. Сегодня самая большая еврейская община, живущая на острове Джерба, насчитывает около тысячи членов. Их синагога Ла-Гриба – главное место паломничества североафриканских евреев.

 


Тунисская кухня

Основа тунисской кухни – харисса (harissa), более или менее острая паста из красного перца и оливкового масла. Приправленная петрушкой, чесноком или тмином, она подается практически ко всем блюдам. С белым хлебом и оливками она хорошо возбуждает аппетит.

Тунисские закуски: меншуйа (mechoua) – салат из обжаренных перцев и томатов, с тунцом или сардинами, яйцами, маслинами и каперсами с оливковым маслом. Брик (brik) – тонкие, почти до прозрачности блинчики с начинкой из тунца или крабов с петрушкой, каперсами и черным перцем. Ожжей называется изысканное овощное рагу: в эту окутанную паром массу прямо перед подачей на стол добавляют еще и сырое яйцо.

Мясные и рыбные блюда отличаются от схожих кушаний Южной Европы в первую очередь гарниром и приправами. Так, это может быть барашек с лимонным соком и мятой, рыба в чесночном соусе, цыплята с большим количеством хариссы. Превосходный гарнир – рис, приправленный орешками пинии.

Кус-кус – тунисское национальное кушанье, представляет собой приготовленную на пару манную кашу с мясом и очень острым и жирным соусом с овощами. Кус-кус может быть приготовлен из баранины, моллюсков, рыбы, цыплят или вообще быть вегетарианским – без мяса. Хороший кус-кус – это вершина «гастрономического исследования» страны, особенно если, как это принято в Тунисе, есть кус-кус из общего блюда.

Сладости: тунисские сладости – такие как медовая баклава и разнообразные пирожные, пахнущие цветами апельсина, с миндалем, фисташками, финиками или медом не для тех, кто бережет свою фигуру. Трапезу лучше завершить стаканчиком мятного чая с орешками пинии или кофе с кардамоном.

Напитки: в стране апельсинов и винограда выжатый только что при вас сок предлагают на улице на каждом углу. Везде предлагается также минеральная вода из тунисских источников Сафия (Safia), Айн-Октор (Ain Oktor) и Айн-Гарси (Ain Garcie).

Несмотря на то, что алкоголь запрещен исламом, в большинстве ресторанов можно получить очень приятное на вкус пиво марки Celtia. Легко пьется белый мускат с мыса Бон (Muscat de Kelibia) и красное вино «Магон». Выше всяких похвал и тонкое Sidi Saad. Пузатые бутылки с этим вином имеются в продаже только в первоклассных ресторанах. Крепкие напитки достаточно дорогие. Продаются в магазинах сети «General» В гостинице спиртные напитки стоят в 2 раза дороже, чем в городе. Следует также попробовать буху – местный джин из инжира. Нет ни чего более освежающего, чем крепкий чай с мятой. На юге Туниса стоит попробовать пальмовое молоко.

Наргиле – привилегия мужчин, которые, встречаясь в кафе, с наслаждением посасывают свои трубки и философствуют, рассуждая о быстротекущей жизни. Женщины здесь, в том числе и туристки, нежелательные гости. В утешение можем сообщить, что дамы могут попробовать наргиле в кофейнях и мавританских кафе, где посетители сидят на корточках, на коврах или циновках. Такие кафе имеются как в гостиничной зоне, так и в открытых для туристов городских кварталах.

Трудно рекомендовать рестораны в маленьких, не являющихся туристическими объектами селениях. При поездках во внутренние районы страны необходимо либо удовлетвориться совсем простой пищей, либо брать с собой ланч-пакет. В туристских зонах имеется много ресторанов с умеренными ценами (от 15 до 20 TD за обед). Дорогие же храмы тонкого вкуса или же малоизвестный хороший ресторан с приемлемыми ценами вряд ли можно найти где-либо за исключением столицы. 

 
 

К Вашим услугам:Туры в Тунис,   Путевки в Тунис,   Отдых в Тунисе, Горящие Туры в Тунис

  1. Прямoй рейс в Tунис из Петepбуpга
  2. Широкий спектр предложений по организации отдыха в Tунисе
  3. О пытный состав менеджеров
  4. Высокое качество обслуживания на всех этапах
  5. Наличие профессиональных гидов в Tунисе
  6. Надежные отношения с иностранными партнерами

С нашей помощью Ваш отдых будет незабываемым. Шикарные пляжи, комфортабельные отели любой категории и обширнейшая экскурсионная программа не оставят равнодушным даже самого требовательного туриста. Вы не будете разочарованы, ведь Ваш отдых - наша профессия!

Мы работаем, чтобы Вы отдыхали!!!

Катaлог oтелей Туниcа

Информация о рейсах в Tуниc из Сaнкт-Пeтеpбуpга

                                        
Таласcотерапия